История показывает, что все важные добрые дела, требующие смелости и отваги, делают честные и доблестные люди, патриоты страны, а к власти, как ни странно, приходят проходимцы и подонки.
В одной из предыдущих статей я сообщал, что подготовил альтернативный проект конституции Узбекистана. Это сообщение я делал в ответ на обвинения, что я, якобы, занимаюсь только разоблачением, что не даю никаких предложений. После этого читатели, выступавшие с такими обвинениями, сразу придумали новое обвинение: раз Хакназаров написал проект конституции, раз у него есть предложения, значит, он точно метит в президенты. Вообще, метить в президенты – не грех, а если учесть то, что в президенты рвутся палачи, вандалы и отъявленные взяточники, то для честных и смелых людей стремиться к президентской власти – это долг. Потому что иначе нашей с вами судьбой опять будут вершить палачи, вандалы и взяточники. Однако я не стремлюсь к креслу президента Узбекистана вопреки прогнозам некоторых читателей, объяснением и доказательством чему является данная статья, посвященная альтернативному проекту конституции Узбекистана.
Вообще, объявление этой статьи преждевременно, потому что в ней речь идет о тех задачах, которые необходимо выполнить после отстранения Каримова и его шайки от политической власти, после выполнения первоочередной задачи. Наверное, многие согласятся с тем, что сегодня для граждан Узбекистана, желающих жить свободно, первоочередная задача – это отстранение нынешних гиен от власти. Однако нам уже сегодня необходимо четко продумать действия, которые следует осуществить после свержения нынешнего дьявольского режима Ислама Каримова в Узбекистане. Чтобы после свержения этого режима к власти не смогли прийти проходимцы и лже-патриоты, которых сегодня, когда царствует палач Каримов, не видно и не слышно.
У узбеков есть пословица “После того, как враг убегает, появляется много храбрецов”. История показывает, что все важные добрые дела, требующие смелости и отваги, делают честные и доблестные люди, патриоты страны, а к власти, как ни странно, приходят проходимцы и подонки. Поэтому уже сегодня нужно продумать меры по недопущению прихода над нами проходимцев, подлецов и подонков. И первое, что нужно сделать после отстранения каримовской шайки от власти, – это принятие новой конституции, которая узаконила бы основы демократии в Узбекистане, не позволяла бы правителям решать судьбу народа единолично, исходя из своих корыстных и субъективных целей, исходя из собственных амбиций и прихотей.
Думая об альтернативном проекте конституции, сначала я хотел представить читателям текст самого проекта, однако потом передумал: текст проекта очень объемный. Простое чтение текста проекта, думаю, утомительно для читателей, поэтому я решил представить на ваше усмотрение статью о содержании этого проекта. Однако, если большинство читателей в будущем потребуют представить сам текст проекта, то я с удовольствием представлю и весь текст проекта. А пока ограничимся только краткой статьей…
Об альтернативном проекте конституции Узбекистана
Любой проект любой конституции подготавливается для того, чтобы узаконить что-то, чтобы потом это узаконенное стало нормой жизни личности, общества и государства. Поэтому все, что написано в альтернативном проекте конституции, также написано для того, чтобы узаконить их. Исходя из этого, думается, лучше излагать содержание проекта не в виде пересказа чего-то, а в виде описания предложений или же целей и задач, которые необходимо претворить в жизнь после отстранения Каримова и его правительства от власти.
Предлагаю, чтобы в конституции Узбекистана были узаконены роль, место и власть народа республики. Необходимо четко написать, что вся власть в Узбекистане принадлежит народу Узбекистана. Однако простое написание этих слов будет голой декларацией, если не показать конкретно, какими-полномочиями обладает народ. Чтобы власть народа страны не была простой декларацией, необходимо узаконить, что Республика Узбекистан как отдельное государство учреждается самим народом для более эффективного управления самим собой.
Государство – это учреждение, самое большое учреждение. Как известно, любое учреждение создается для достижения каких-то целей, выполнения каких-то задач. Поэтому Республика Узбекистан должна учредиться для конкретных целей: полного осуществления народом своих полномочий, лучшего управления собой; обеспечения неотъемлемых прав каждого человека на жизнь, свободу и стремление к счастью, освобождения от насилия и жестокости и т.д.
Каждый гражданин Узбекистана имеет право спросить: “А для чего создана Республика Узбекистан?”. Действительно, а для чего, вообще, создано государство в Узбекистане? Для того, чтобы сажать в тюрьму людей за их убеждения, чтобы потом пытать их, чтобы закрывать рынки, чтобы заставить людей подчиняться кучке воров, называемой правительством Узбекистана? Республика Узбекистан создана ради сегодняшнего беззакония, произвола, несправедливости, коррупции и кланства? В нынешней конституции страны нет ответа на эти вопросы, и это является своеобразным зеленым светом для положительного ответа на вышеперечисленные вопросы.
Мы говорили о власти народа в Узбекистане. Для того, чтобы у народа была не декларативная, а реальная власть, необходимо в конституционном порядке узаконить, что все законодательные полномочия, находятся в руках народа Узбекистана. Нужно узаконить, что народ по своему усмотрению может передать те или иные свои законодательные полномочия парламенту (т.е. своим представителям) и Верховному суду страны. Говоря иначе, парламент и Верховный получают какие-то полномочия от народа, а не народ от суда и парламента, т.е. от своих представителей в законодательном органе. Нужно узаконить, что свои законодательные полномочия народ осуществляет путем всенародного свободного голосования.
Необходимо в конституционном порядке узаконить, что путем свободного голосования народ Узбекистана осуществляет следующие полномочия:
– принятие конституции страны, а также поправок и изменений к ней;
– выборы депутатов в парламент страны;
– выборы председателя Верховного суда республики, а также судей на местах;
– выборы президента Узбекистана;
– выборы глав администраций областей и районов;
– досрочный роспуск парламента страны или одного из его палат;
– досрочное прекращение полномочий председателя Верховного суда республики, а также судей на местах;
– досрочное прекращение полномочий президента Узбекистана;
– досрочное прекращение полномочий глав администраций областей и районов;
– установление государственного языка, его изменение и реформирование;
– установление государственной графики, ее изменение и реформирование;
– расширение территории государства за счет других государств военным путем;
– разрешение пребывания на территории государства военных контингентов и армий других государств;
– образование территориально-целостного государства путем соединения государства с другими государствами;
– образование с другими государствами политических, военных или экономических союзов, объединений или содружеств и выход из них;
– изменение внутренней административно-территориальной структуры государства;
– определение территории для столицы Республики Узбекистан, ее изменение и расширение;
– ограничение прав граждан на мирное собрание, шествие или демонстрацию для выражения несогласия по тем или иным вопросам;
Думаю, что вышеперечисленные вопросы должен решать сам народ, а не парламент, тем более не правительство и не один президент. Эти полномочия народ осуществляет путем свободного голосования. Остальные свои полномочия народ передает парламенту и Верховному суду страны.
1) Народ Узбекистана передает парламенту следующие свои полномочия:
– принятие законов, не противоречащих конституции Республики Узбекистан;
– установление единых на всей территории Республики Узбекистан налогов, пошлин и акцизных сборов, необходимых для решения государственных вопросов;
– установление структуры исполнительной власти;установление структуры судебной власти; объявление военного положения на всей или отдельной территории республики;создание и содержание армии;создание флота и его содержание;создание вооруженных подразделений для обеспечения внутренней стабильности;регулирование пользования богатствами республики;установление структуры доходной и расходной частей государственного бюджета республики;
– установление сроков выборов президента республики, председателя Верховного суда, судей на местах, глав администраций областей и районов;
– инициирование и установление сроков свободного голосования за досрочное прекращение полномочий президента республики и председателя Верховного суда;
– создание правительства и выборы премьер-министра республики;
– выборы министра внутренних дел;
– выборы министра обороны.
2) Все остальные полномочия передаются Верховному суду республики. Верховный суд страны получает от народа Узбекистана следующие полномочия:
– вынесение приговора по любому обвинению в нарушении Конституции и законов республики;рассмотрение апелляций по приговорам, вынесенным подчиненными ему специальными и областными судами и вынесение повторного приговора;осуществление контроля за конституционностью законов, издаваемых парламентом, указов, издаваемых президентом, приостановление их действия в случаях противоречия с конституцией;контроль за конституционностью взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями республики и вынесение решений по ним;инициирование внесение изменений и дополнений к конституции;осуществление руководства всеми подчиненными ему судами, координация их деятельности и внесение предложений в парламент по вопросам учреждения новых судов; инициирование и установление сроков свободного голосования за досрочное прекращение полномочий президента и досрочный роспуск парламента республики.
3) Исполнительная власть (президент страны) получает свои полномочия от парламента страны. Высший представитель исполнительной власти – президент страны – является только руководителем государства, не является руководителем правительства, как сейчас. При этом он не имеет права инициировать досрочный роспуск парламента или инициировать досрочное прекращение полномочий председателя Верховного суда республики, в то время как парламент и Верховный суд имеют право инициировать досрочное прекращение полномочий президента. Это нужно для того, чтобы президент страны, кто бы он ни был по характеру (диктатор или демократ), был зависим от парламента и суда в стране. Иначе, у нас в Узбекистане даже самый хороший демократ на посту президента может в короткое время превратиться в такого же вандала, как Ислам Каримова. Ведь, не зря сказано, что абсолютная власть развращает человека. Абсолютная власть не в силе развратить только Бога.
Как руководитель государства президент вправе назначать человека только на одно силовое ведомство – службу национальной безопасности, однако – только с согласия парламента страны. Президент страны ежегодно два раза отчитывается перед парламентом страны, парламент официально принимает или не принимает отчеты президента страны. Кроме этого, президент обладает следующими полномочиями:
– заключение международных договоров с согласия парламента;
– назначение послов и других полномочных представителей республики в других государствах с согласия парламента;назначение на все должности исполнительной власти с согласия парламента при условии соблюдения пропорций числа представителей политических партий в парламенте;
– установление полномочий всех должностных лиц исполнительной власти; созыв в экстренном порядке сессий парламента или одной из его палат;прием послов и полномочных представителей других государств;помилование и отсрочка исполнения приговоров за преступления.
Этим полномочия президента ограничиваются. Как писали выше, парламент или Верховный суд республики могут инициировать досрочное прекращение полномочий президента страны, если посчитают, что президент превышает свои полномочия, нарушает законы страны или же неудовлетворительно выполняет свои функции. И, пользуясь случаем, хочу сказать, что я за максимальное ограничение власти президента в Узбекистане, чтобы институт президентства в Узбекистане был в полной зависимости от парламента и суда. Поэтому необоснованны те обвинения в мой адрес, что я рвусь на место Ислама Каримова. Человек, который метит в президенты, никогда не предлагает ограничить полномочия президента, сделать его зависимым от парламента и суда в стране.
Я перечислил свои предложения по всем трем ветвям власти: законодательной, судебной и исполнительной. И, думаю, что все три из них должны быть сильно ограничены и зависимы друг от друга. А в условиях Узбекистана, где диктату люди учатся с детства, в семье, у своих родителей, ограничивающих права своего ребенка, особо должна быть ограничена власть президента, она должна быть сильно зависима от парламента и суда. Также должны быть зависимыми и ограниченными власти председателей парламента и Верховного суда.
Кроме этого, нужно без каких-либо оговорок, которые есть в нынешней конституции Узбекистана, узаконить права личности в Узбекистане. Нужно в конституционном порядке узаконить, что:
– ни один гражданин не должен быть лишен жизни, свободы, имущества без законного судебного разбирательства;
– никакая частная собственность не должна отбираться у собственника в общенародную собственность;
– никто, в том числе и государство, не вправе разрушать жилье людей без согласия на то самого владельца жилья;
– никакие государственные программы и строительные проекты не могут служить основанием для разрушения жилья людей;
– никто в уголовном деле не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе допрашивать подозреваемого или подследственного в отсутствии адвоката, которого подозреваемый или подследственный нанял сам добровольно;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе допрашивать подозреваемого или подследственного в отсутствии менее двоих членов семьи подозреваемого или подследственного;
– никто не должен дважды привлекаться к ответственности за одно и то же преступление;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе обыскивать жилье или иное имущество человека в отсутствии адвоката, которого этот человек нанял сам добровольно;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе обыскивать жилье или иное имущество человека в отсутствии менее двоих членов семьи этого человека.
Эти моменты нужно указать обязательно, потому что за 12 лет независимости Ислама Каримова мы поняли, что такое следствие в МВД, СНБ и прокуратуре без участия адвокатов, родственников. Мы знаем, что из себя представляют понятые во время допроса или обыска в Узбекистане. Почти в 99% случаев это – посбоны, осведомители МВД, нанятые на роль понятых.
Кроме того, мы должны узаконить свое право выражать мирный протест государству, правительству, парламенту, суду. Так, нужно черным по белому написать, что:
– ни одно государственное учреждение не имеет право запрещать или приостанавливать мирные шествия, демонстрации или собрания, проводимые в целях выражения протеста по тем или иным вопросам;
– никакие предложения по сохранению стабильности в стране не могут служить основанием для запрета или приостановления мирных шествий, демонстраций или собраний, проводимых в целях выражения протеста по тем или иным вопросам;
– ни одно государственное учреждение не имеет право запрещать проводить мирные шествия, демонстрации или собрания протеста на улицах;
– ни одно государственное учреждение не имеет право заставить проводить мирные шествия, демонстрации или собрания протеста в крытых помещениях.
Мы в законном порядке должны запретить государству вмешиваться в нашу личную жизнь, контролировать наши убеждения, интересы. Поэтому необходимо в конституционном порядке узаконить, что:
– никто не вправе заставлять людей учить доклады президента, председателя парламента и председателя Верховного суда страны, заставлять следовать им;
– никто не вправе заставлять людей верить в ту или иную религию, идеологию, учение;
– никто, в том числе и государство, не вправе преследовать или наказывать людей за следование той или иной религии, идеологии, учению;
– никто, в том числе и государство, не вправе преследовать или наказывать людей за распространение той или иной религии, учения, идеологии, кроме идеологии фашизма.
Я остановился на самых основных тезисах альтернативного проекта конституции, подготовленного мной. Думаю, что вопросы разделения ветвей власти, вопросы прав личности – самые актуальные на сегодняшний день. Мог бы остановиться и на других деталях этого проекта, например, на разделении властей на местах между главами администраций и парламентами областей. Однако, думаю, это уже второстепенный вопрос, чем вопросы разделения ветвей власти в общегосударственном масштабе, вопросы прав личности.
Хочу отметить и то, что все, что я написал в этой статье, – это мои предложения. Они кому-то могут понравиться, а кому-то нет. Если у вас есть замечания, то давайте их, я буду рад: вместе будем дополнять друг друга. Должен еще раз сказать, что это статья – всего лишь краткое описание основных тезисов альтернативного проекта конституции, подготовленного мной. Повторяю, что при необходимости могу предоставить вашему вниманию и полный текст этого проекта.
В заключении
Диктаторский режим Каримова обязательно должен быть уничтожен. Отстранение каримовской шайки от власти – мечта многих граждан Узбекистана. Когда мечты сбываются, люди зачастую поддаются эйфории. И, как уже говорилось выше, этим умело пользуются проходимцы и подонки, которые берут власть в свои руки. Поэтому, повторяю, что мы должны уже сегодня продумать все действия, которые необходимо осуществить после свержения диктатуры в Узбекистане, чтобы мы, отстранив одного хана-самодура, не наткнулись на другого хана-самодура. После устранения диктатуры в Узбекистане мы должны требовать именно принятия другой конституции, более демократичной, чем нынешняя конституции. Тем самым мы узаконим свою свободу и ограничим свободу своих правителей.
Однако, как я говорил в начале статьи, все это – можно будет сделать только после отстранения каримовской шайки от власти. К сожалению, пока Каримов и его гиены – у власти. Значит, для нас сегодня первоочередная задача – это свержение диктаторского режима Ислама Каримова. Как это сделать? Этот вопрос и волнует многих в Узбекистане. У меня есть свои предложения на этот счет, и в скором будущем я предоставлю их на ваше внимание. Однако хочется, чтобы ответ на этот вопрос давал не один Хакназаров, но и другие. Думаю, что ждать ответа от одного человека – простое иждивенчество. Я тоже простой человек, как и вы, и у нас с вами равные способности. Поэтому, давайте, вносить свое решение этой злободневной проблемы – ликвидации диктатуры и деспотизма в Узбекистане. Уважаемые читатели, что вы предлагаете, чтобы отстранить эту шайку палачей и деспотов от власти в Узбекистане?Усман Хакназаров,
политолог
Усман Хакназаров,
политолог
Получено по эл.почте 31.3.2003
В одной из предыдущих статей я сообщал, что подготовил альтернативный проект конституции Узбекистана. Это сообщение я делал в ответ на обвинения, что я, якобы, занимаюсь только разоблачением, что не даю никаких предложений. После этого читатели, выступавшие с такими обвинениями, сразу придумали новое обвинение: раз Хакназаров написал проект конституции, раз у него есть предложения, значит, он точно метит в президенты. Вообще, метить в президенты – не грех, а если учесть то, что в президенты рвутся палачи, вандалы и отъявленные взяточники, то для честных и смелых людей стремиться к президентской власти – это долг. Потому что иначе нашей с вами судьбой опять будут вершить палачи, вандалы и взяточники. Однако я не стремлюсь к креслу президента Узбекистана вопреки прогнозам некоторых читателей, объяснением и доказательством чему является данная статья, посвященная альтернативному проекту конституции Узбекистана.
Вообще, объявление этой статьи преждевременно, потому что в ней речь идет о тех задачах, которые необходимо выполнить после отстранения Каримова и его шайки от политической власти, после выполнения первоочередной задачи. Наверное, многие согласятся с тем, что сегодня для граждан Узбекистана, желающих жить свободно, первоочередная задача – это отстранение нынешних гиен от власти. Однако нам уже сегодня необходимо четко продумать действия, которые следует осуществить после свержения нынешнего дьявольского режима Ислама Каримова в Узбекистане. Чтобы после свержения этого режима к власти не смогли прийти проходимцы и лже-патриоты, которых сегодня, когда царствует палач Каримов, не видно и не слышно.
У узбеков есть пословица “После того, как враг убегает, появляется много храбрецов”. История показывает, что все важные добрые дела, требующие смелости и отваги, делают честные и доблестные люди, патриоты страны, а к власти, как ни странно, приходят проходимцы и подонки. Поэтому уже сегодня нужно продумать меры по недопущению прихода над нами проходимцев, подлецов и подонков. И первое, что нужно сделать после отстранения каримовской шайки от власти, – это принятие новой конституции, которая узаконила бы основы демократии в Узбекистане, не позволяла бы правителям решать судьбу народа единолично, исходя из своих корыстных и субъективных целей, исходя из собственных амбиций и прихотей.
Думая об альтернативном проекте конституции, сначала я хотел представить читателям текст самого проекта, однако потом передумал: текст проекта очень объемный. Простое чтение текста проекта, думаю, утомительно для читателей, поэтому я решил представить на ваше усмотрение статью о содержании этого проекта. Однако, если большинство читателей в будущем потребуют представить сам текст проекта, то я с удовольствием представлю и весь текст проекта. А пока ограничимся только краткой статьей…
Об альтернативном проекте конституции Узбекистана
Любой проект любой конституции подготавливается для того, чтобы узаконить что-то, чтобы потом это узаконенное стало нормой жизни личности, общества и государства. Поэтому все, что написано в альтернативном проекте конституции, также написано для того, чтобы узаконить их. Исходя из этого, думается, лучше излагать содержание проекта не в виде пересказа чего-то, а в виде описания предложений или же целей и задач, которые необходимо претворить в жизнь после отстранения Каримова и его правительства от власти.
Предлагаю, чтобы в конституции Узбекистана были узаконены роль, место и власть народа республики. Необходимо четко написать, что вся власть в Узбекистане принадлежит народу Узбекистана. Однако простое написание этих слов будет голой декларацией, если не показать конкретно, какими-полномочиями обладает народ. Чтобы власть народа страны не была простой декларацией, необходимо узаконить, что Республика Узбекистан как отдельное государство учреждается самим народом для более эффективного управления самим собой.
Государство – это учреждение, самое большое учреждение. Как известно, любое учреждение создается для достижения каких-то целей, выполнения каких-то задач. Поэтому Республика Узбекистан должна учредиться для конкретных целей: полного осуществления народом своих полномочий, лучшего управления собой; обеспечения неотъемлемых прав каждого человека на жизнь, свободу и стремление к счастью, освобождения от насилия и жестокости и т.д.
Каждый гражданин Узбекистана имеет право спросить: “А для чего создана Республика Узбекистан?”. Действительно, а для чего, вообще, создано государство в Узбекистане? Для того, чтобы сажать в тюрьму людей за их убеждения, чтобы потом пытать их, чтобы закрывать рынки, чтобы заставить людей подчиняться кучке воров, называемой правительством Узбекистана? Республика Узбекистан создана ради сегодняшнего беззакония, произвола, несправедливости, коррупции и кланства? В нынешней конституции страны нет ответа на эти вопросы, и это является своеобразным зеленым светом для положительного ответа на вышеперечисленные вопросы.
Мы говорили о власти народа в Узбекистане. Для того, чтобы у народа была не декларативная, а реальная власть, необходимо в конституционном порядке узаконить, что все законодательные полномочия, находятся в руках народа Узбекистана. Нужно узаконить, что народ по своему усмотрению может передать те или иные свои законодательные полномочия парламенту (т.е. своим представителям) и Верховному суду страны. Говоря иначе, парламент и Верховный получают какие-то полномочия от народа, а не народ от суда и парламента, т.е. от своих представителей в законодательном органе. Нужно узаконить, что свои законодательные полномочия народ осуществляет путем всенародного свободного голосования.
Необходимо в конституционном порядке узаконить, что путем свободного голосования народ Узбекистана осуществляет следующие полномочия:
– принятие конституции страны, а также поправок и изменений к ней;
– выборы депутатов в парламент страны;
– выборы председателя Верховного суда республики, а также судей на местах;
– выборы президента Узбекистана;
– выборы глав администраций областей и районов;
– досрочный роспуск парламента страны или одного из его палат;
– досрочное прекращение полномочий председателя Верховного суда республики, а также судей на местах;
– досрочное прекращение полномочий президента Узбекистана;
– досрочное прекращение полномочий глав администраций областей и районов;
– установление государственного языка, его изменение и реформирование;
– установление государственной графики, ее изменение и реформирование;
– расширение территории государства за счет других государств военным путем;
– разрешение пребывания на территории государства военных контингентов и армий других государств;
– образование территориально-целостного государства путем соединения государства с другими государствами;
– образование с другими государствами политических, военных или экономических союзов, объединений или содружеств и выход из них;
– изменение внутренней административно-территориальной структуры государства;
– определение территории для столицы Республики Узбекистан, ее изменение и расширение;
– ограничение прав граждан на мирное собрание, шествие или демонстрацию для выражения несогласия по тем или иным вопросам;
Думаю, что вышеперечисленные вопросы должен решать сам народ, а не парламент, тем более не правительство и не один президент. Эти полномочия народ осуществляет путем свободного голосования. Остальные свои полномочия народ передает парламенту и Верховному суду страны.
1) Народ Узбекистана передает парламенту следующие свои полномочия:
– принятие законов, не противоречащих конституции Республики Узбекистан;
– установление единых на всей территории Республики Узбекистан налогов, пошлин и акцизных сборов, необходимых для решения государственных вопросов;
– установление структуры исполнительной власти;установление структуры судебной власти; объявление военного положения на всей или отдельной территории республики;создание и содержание армии;создание флота и его содержание;создание вооруженных подразделений для обеспечения внутренней стабильности;регулирование пользования богатствами республики;установление структуры доходной и расходной частей государственного бюджета республики;
– установление сроков выборов президента республики, председателя Верховного суда, судей на местах, глав администраций областей и районов;
– инициирование и установление сроков свободного голосования за досрочное прекращение полномочий президента республики и председателя Верховного суда;
– создание правительства и выборы премьер-министра республики;
– выборы министра внутренних дел;
– выборы министра обороны.
2) Все остальные полномочия передаются Верховному суду республики. Верховный суд страны получает от народа Узбекистана следующие полномочия:
– вынесение приговора по любому обвинению в нарушении Конституции и законов республики;рассмотрение апелляций по приговорам, вынесенным подчиненными ему специальными и областными судами и вынесение повторного приговора;осуществление контроля за конституционностью законов, издаваемых парламентом, указов, издаваемых президентом, приостановление их действия в случаях противоречия с конституцией;контроль за конституционностью взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями республики и вынесение решений по ним;инициирование внесение изменений и дополнений к конституции;осуществление руководства всеми подчиненными ему судами, координация их деятельности и внесение предложений в парламент по вопросам учреждения новых судов; инициирование и установление сроков свободного голосования за досрочное прекращение полномочий президента и досрочный роспуск парламента республики.
3) Исполнительная власть (президент страны) получает свои полномочия от парламента страны. Высший представитель исполнительной власти – президент страны – является только руководителем государства, не является руководителем правительства, как сейчас. При этом он не имеет права инициировать досрочный роспуск парламента или инициировать досрочное прекращение полномочий председателя Верховного суда республики, в то время как парламент и Верховный суд имеют право инициировать досрочное прекращение полномочий президента. Это нужно для того, чтобы президент страны, кто бы он ни был по характеру (диктатор или демократ), был зависим от парламента и суда в стране. Иначе, у нас в Узбекистане даже самый хороший демократ на посту президента может в короткое время превратиться в такого же вандала, как Ислам Каримова. Ведь, не зря сказано, что абсолютная власть развращает человека. Абсолютная власть не в силе развратить только Бога.
Как руководитель государства президент вправе назначать человека только на одно силовое ведомство – службу национальной безопасности, однако – только с согласия парламента страны. Президент страны ежегодно два раза отчитывается перед парламентом страны, парламент официально принимает или не принимает отчеты президента страны. Кроме этого, президент обладает следующими полномочиями:
– заключение международных договоров с согласия парламента;
– назначение послов и других полномочных представителей республики в других государствах с согласия парламента;назначение на все должности исполнительной власти с согласия парламента при условии соблюдения пропорций числа представителей политических партий в парламенте;
– установление полномочий всех должностных лиц исполнительной власти; созыв в экстренном порядке сессий парламента или одной из его палат;прием послов и полномочных представителей других государств;помилование и отсрочка исполнения приговоров за преступления.
Этим полномочия президента ограничиваются. Как писали выше, парламент или Верховный суд республики могут инициировать досрочное прекращение полномочий президента страны, если посчитают, что президент превышает свои полномочия, нарушает законы страны или же неудовлетворительно выполняет свои функции. И, пользуясь случаем, хочу сказать, что я за максимальное ограничение власти президента в Узбекистане, чтобы институт президентства в Узбекистане был в полной зависимости от парламента и суда. Поэтому необоснованны те обвинения в мой адрес, что я рвусь на место Ислама Каримова. Человек, который метит в президенты, никогда не предлагает ограничить полномочия президента, сделать его зависимым от парламента и суда в стране.
Я перечислил свои предложения по всем трем ветвям власти: законодательной, судебной и исполнительной. И, думаю, что все три из них должны быть сильно ограничены и зависимы друг от друга. А в условиях Узбекистана, где диктату люди учатся с детства, в семье, у своих родителей, ограничивающих права своего ребенка, особо должна быть ограничена власть президента, она должна быть сильно зависима от парламента и суда. Также должны быть зависимыми и ограниченными власти председателей парламента и Верховного суда.
Кроме этого, нужно без каких-либо оговорок, которые есть в нынешней конституции Узбекистана, узаконить права личности в Узбекистане. Нужно в конституционном порядке узаконить, что:
– ни один гражданин не должен быть лишен жизни, свободы, имущества без законного судебного разбирательства;
– никакая частная собственность не должна отбираться у собственника в общенародную собственность;
– никто, в том числе и государство, не вправе разрушать жилье людей без согласия на то самого владельца жилья;
– никакие государственные программы и строительные проекты не могут служить основанием для разрушения жилья людей;
– никто в уголовном деле не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе допрашивать подозреваемого или подследственного в отсутствии адвоката, которого подозреваемый или подследственный нанял сам добровольно;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе допрашивать подозреваемого или подследственного в отсутствии менее двоих членов семьи подозреваемого или подследственного;
– никто не должен дважды привлекаться к ответственности за одно и то же преступление;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе обыскивать жилье или иное имущество человека в отсутствии адвоката, которого этот человек нанял сам добровольно;
– ни МВД, ни СНБ, ни прокуратура не вправе обыскивать жилье или иное имущество человека в отсутствии менее двоих членов семьи этого человека.
Эти моменты нужно указать обязательно, потому что за 12 лет независимости Ислама Каримова мы поняли, что такое следствие в МВД, СНБ и прокуратуре без участия адвокатов, родственников. Мы знаем, что из себя представляют понятые во время допроса или обыска в Узбекистане. Почти в 99% случаев это – посбоны, осведомители МВД, нанятые на роль понятых.
Кроме того, мы должны узаконить свое право выражать мирный протест государству, правительству, парламенту, суду. Так, нужно черным по белому написать, что:
– ни одно государственное учреждение не имеет право запрещать или приостанавливать мирные шествия, демонстрации или собрания, проводимые в целях выражения протеста по тем или иным вопросам;
– никакие предложения по сохранению стабильности в стране не могут служить основанием для запрета или приостановления мирных шествий, демонстраций или собраний, проводимых в целях выражения протеста по тем или иным вопросам;
– ни одно государственное учреждение не имеет право запрещать проводить мирные шествия, демонстрации или собрания протеста на улицах;
– ни одно государственное учреждение не имеет право заставить проводить мирные шествия, демонстрации или собрания протеста в крытых помещениях.
Мы в законном порядке должны запретить государству вмешиваться в нашу личную жизнь, контролировать наши убеждения, интересы. Поэтому необходимо в конституционном порядке узаконить, что:
– никто не вправе заставлять людей учить доклады президента, председателя парламента и председателя Верховного суда страны, заставлять следовать им;
– никто не вправе заставлять людей верить в ту или иную религию, идеологию, учение;
– никто, в том числе и государство, не вправе преследовать или наказывать людей за следование той или иной религии, идеологии, учению;
– никто, в том числе и государство, не вправе преследовать или наказывать людей за распространение той или иной религии, учения, идеологии, кроме идеологии фашизма.
Я остановился на самых основных тезисах альтернативного проекта конституции, подготовленного мной. Думаю, что вопросы разделения ветвей власти, вопросы прав личности – самые актуальные на сегодняшний день. Мог бы остановиться и на других деталях этого проекта, например, на разделении властей на местах между главами администраций и парламентами областей. Однако, думаю, это уже второстепенный вопрос, чем вопросы разделения ветвей власти в общегосударственном масштабе, вопросы прав личности.
Хочу отметить и то, что все, что я написал в этой статье, – это мои предложения. Они кому-то могут понравиться, а кому-то нет. Если у вас есть замечания, то давайте их, я буду рад: вместе будем дополнять друг друга. Должен еще раз сказать, что это статья – всего лишь краткое описание основных тезисов альтернативного проекта конституции, подготовленного мной. Повторяю, что при необходимости могу предоставить вашему вниманию и полный текст этого проекта.
В заключении
Диктаторский режим Каримова обязательно должен быть уничтожен. Отстранение каримовской шайки от власти – мечта многих граждан Узбекистана. Когда мечты сбываются, люди зачастую поддаются эйфории. И, как уже говорилось выше, этим умело пользуются проходимцы и подонки, которые берут власть в свои руки. Поэтому, повторяю, что мы должны уже сегодня продумать все действия, которые необходимо осуществить после свержения диктатуры в Узбекистане, чтобы мы, отстранив одного хана-самодура, не наткнулись на другого хана-самодура. После устранения диктатуры в Узбекистане мы должны требовать именно принятия другой конституции, более демократичной, чем нынешняя конституции. Тем самым мы узаконим свою свободу и ограничим свободу своих правителей.
Однако, как я говорил в начале статьи, все это – можно будет сделать только после отстранения каримовской шайки от власти. К сожалению, пока Каримов и его гиены – у власти. Значит, для нас сегодня первоочередная задача – это свержение диктаторского режима Ислама Каримова. Как это сделать? Этот вопрос и волнует многих в Узбекистане. У меня есть свои предложения на этот счет, и в скором будущем я предоставлю их на ваше внимание. Однако хочется, чтобы ответ на этот вопрос давал не один Хакназаров, но и другие. Думаю, что ждать ответа от одного человека – простое иждивенчество. Я тоже простой человек, как и вы, и у нас с вами равные способности. Поэтому, давайте, вносить свое решение этой злободневной проблемы – ликвидации диктатуры и деспотизма в Узбекистане. Уважаемые читатели, что вы предлагаете, чтобы отстранить эту шайку палачей и деспотов от власти в Узбекистане?Усман Хакназаров,
политолог
Усман Хакназаров,
политолог
Получено по эл.почте 31.3.2003
Комментариев нет:
Отправить комментарий